Расчет прямозубой цилиндрической передачиВведение Редуктором называется механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненного в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя рабочей машине с понижением угловой скорости и повышение вращающегося момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.
Редуктор состоит из корпуса (литого чугуна или стального сварного), в котором помещают элементы передачи - зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д.
Применение соосной схемы позволяет получить меньшие габариты по длине, что и является ее основным достоинством. К числу недостатков соосных редукторов относятся: а) Затруднительность смазки подшипников, находящихся в средней части корпуса. б) Большое расстояние между порами промежуточного вала, что требует увеличение его диаметра для обеспечения достаточной прочности и жесткости.
Очевидно, применение соосных редукторов ограничивается случаями, когда нет необходимости иметь два конца вала быстроходного и тихоходного, а совпадение геометрически осей входного и выходного валов удобно при намеченной общей компоновке привода. 1. Нагрузочные параметры передачи. Расчет и проектирование элементов редуктора | Нагрузочные параметры передачи | Угловая скорость тихоходного вала w 2 =9,42 рад/с.; угловая скорость быстроходного вала: Мощность на валах тихоходном валу Р 2 =6 кВт.
Мощность на быстроходном валу: , где Крутящий момент на быстроходном валу: Крутящий момент на тихоходном валу: Расчетные крутящие моменты принимаются: Т 1Н =Т 1 F = T 1 =201,055 ; Т 2Н =Т 2 F = T 2 =636.943 Суммарное число циклов нагружения зубьев за весь срок службы передачи, соответственно для зубьев шестерни и колеса равны: Переменность нагрузки в передаче при тяжелом режиме нагружения учитывается коэффициентами нагру Нагрузочные параметры передачи | жения, которые назначаем, ориентируясь на стальные колеса: К НЕ =0,50, при расчете на контактную выносливость. К FE =0,30, при расчете на выносливость при изгибе.
Эквивалентное число циклов нагружения зубьев шестерни и колеса: Максимальная нагрузка на зубья передачи при кратковременных нагрузках: 2. Расчет на прочность зубчатой передачи. Расчет и проектирование элементов редуктора | Расчет на прочность зубчатой передачи | Минимальное межосевое расстояние цилиндрической зубчатой передачи: Передача предназначена для индивидуального производства и Ки ней не предъявляются жесткие требования к габаритам. Но учитывая значительные кратковременные перегрузки, принимаем для изготовления зубчатых колес следующие материалы: Параметр | Для шестерни | Для колеса | Материал | Сталь 45 | Сталь 40 | Температура закалки в масле, 0 С | 840 | 850 | Температура отпуска, 0 С | 400 | 400 | Твердость НВ | 350 | 310 | В, МПа | 940 | 805 | Т, МПа | 785 | 637 | Допускаемое контактное напряжение: Для зубьев шестерни определяется: - предел ограниченной контактной выносливости поверхности зубьев при базе испытаний N HO Предварительно принимается: - коэффициент безопасности для колес с однородной структурой зубьев. S H =1.1 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности Z R =0.95 Коэффициент долговечности находится с учетом базы испытаний и эквивалентного числа циклов нагружения зубьев. Расчет на прочность зубчатой передачи | База испытаний определяется в зависимости: Так как k HL =1. Допускаемое контактное напряжение: Для зубьев колеса соответственно определяется: S H =1.1 Z R =0.95 Так как: k HL 2 =1 Допускаемое контактное напряжение: Допускаемого контактного напряжение: Число зубьев шестерни принимаем: Z 1 =26 Число зубьев колеса: , принимаем Z 2 =86 Фактическое передаточное число передачи: Угол наклона линии зубьев = 12 0 Вспомогательный коэффициент k a =430 Коэффициент ширины зубчатог Расчет на прочность зубчатой передачи | о венца a =0.4, и соответственно: Коэффициент k HB , учитывающий распределение нагрузки по ширине венца k HB =1, 05 Минимальное межосевое расстояние: Нормальный модуль зубьев: По ГОСТ 9563-90 принимаем m n =5 мм Фактическое межосевое расстояние w =330, тогда фактическое угол наклона зубьев: По ГОСТ 13755-81 для цилиндрических зубчатых передач: - угол главного профиля =20 0 - коэффициент высоты зуба h a * =1 - коэффициент радиального зазора с * =0.25 - коэффициент высоты ножки зуба h * f =1.25 - коэффициент радиуса кривизны переходной кривой р * =0.38 Размеры зубчатого венца колеса: Внешний делительный диаметр колеса: Размеры зубчатого венца шестерни Расчет на прочность зубчатой передачи | Внешний делительный диаметр колеса: Внешний диаметр вершин зубьев: Окружная скорость зубчатых колес: Эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса: Номинальная окружная сила в зацеплении: Коэффициент торцевого перекрытия: Коэффициент осевого перекрытия: Расчет на выносливость зубьев при изгибе: Коэффициенты, учитывающие форму зуба принимаем: Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев: Z H =1.77* cos =1.77*0.848=1,501 Коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес: Z M = 275 Н 1/2 /мм Расчет на прочность зубчатой передачи | Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий: Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями: k H =1.13; k H =1.05 Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении: K H v =1.03 Удельная расчетная окружная сила: Допустимое контактное напряжение: Допускаемое предельное контактное напряжение: Расчет на контактную прочность: Условие при расчете выносливости зубьев при изгибе: Коэффициент, учитывающий форму зуба: Y F 1 =3.84, для зубьев шестерни Y F 2 =3. 61 , для зубьев колеса Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев Y =1 Коэффициент, учитывающий наклон зубьев: Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями: Коэффициент, учитывающий распределение на Расчет на прочность зубчатой передачи | грузки по ширине венца: F =1.1 Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении: K Fv =1.07 Удельная расчетная окружная сила: Допустимое напряжение на изгиб: Для зубьев шестерни определяем: Предел ограниченной выносливости зубьев на изгиб при базе испытаний 4*10 6 : Коэффициент безопасности для колес с однородной структурой материала принимаем S F =1.7 Коэффициент учитывающий влияние приложение нагрузки на зубья k FC =1 -для нереверсивной передачи.
Коэффициент долговечности находим по формуле: , поэтому принимаем k FL =1 Для зубьев колеса соответственно определяем: S F =1.7; k FC =1; k FL =1; т . к N FE2 =3.24*10 7 >4*10 6 Расчет на выносливость при изгибе: Расчет на прочность зубчатой передачи | Допустимое предельное напряжение на изгиб: Предельное напряжение не вызывающая остаточной деформации или хрупкого излома зубьев для шестерни и колеса. Принимаем коэффициент безопасности S F =1,7 Расчет на прочность при изгибе для шестерни: Расчет на прочность при изгибе для колеса: 3.Усилия в зацеплении зубчатой передачи и нагрузки на валы Усилия в зацеплении прямозубых цилиндрических зубчатых колес определяются по формулам: Окружное усилие: Расчет и проектирование элементов редуктора | Усилия в зацеплении зубчатой передачи и нагрузки на валы | Радиальное усилие: Осевое усилие: 4. Расчет тихоходного вала и выбор подшипников. Для предварительного расчета принимаем материал для изготовления вала: Расчет и проектирование элементов редуктора | Расчет тихоходного вала и выбор подшипников | МатериалСталь 40 нормализованная в =550 МПа Т = 2 80 МПа Допустимое напряжение на кручение [ ]=35 МПа Диаметр выходного участка вала: Для определения расстояния между опорами вала предварительно находим: - длина ступицы зубчатого колеса l ст =80 мм - расстояние от торца ступицы до внутренней стенки корпуса =8мм. - толщина стенки корпуса: - ширина фланца корпуса: - диаметр соединительных болтов: - размеры для установки соединительных болтов: - ширина подшипника В=22 мм принята первоначально для подшипника 212 с внутренним посадочным диаметром 60 мм и наружным диаметром 110 мм. - размеры h 1 =14 мм и h 2 =10 мм назначены с учетом размеров крышек для подшипников с наружным диаметром 111 мм. - ширина мазеудерживающего кольца с=6мм и расстояние до подшипника f =6мм, (смазка подшипника пластичной смазкой ( V =2,939 м/с l k 18мм Таким образом, расстояние между опорами вала равно: так, как колесо расположено на валу симметрично относительно его опор, то а=в=0,5* l =0.5*138=69 мм Расчет тихоходного вала и выбор подшипников | Конструирование вала: Диаметры: - выходного участка вала d 1 =40 мм - в месте установки уплотнений d 2 =55 мм - в месте установки подшипника d 3 =60 мм - в месте посадки колеса d 4 =63 мм Длины участков валов: - выходного участка l 1 =2 d 1 =2*40=80 мм - в месте установки уплотнений l 2 =45 мм - под подшипник l 3 = B =22 мм - под мазеудерживающее кольцо l 4 = l k +2=18+2=20 мм - для посадки колеса l 5 = l СТ -4=80-4=76 мм Проверка статической прочности валов Расчет тихоходного вала и выбор подшипников | Радиальные реакции в опорах вала находим в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
|