Подобные работы

Религиоведение: возникновение и история развития

echo "Наивные, но не лишенные смысла концепции древ них о происхождении и социальных функциях религии заложили фундамент научного религиоведения. Рас пространение христианства на долгие века покончило

Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение

echo "Содержание TOC o '1-1' Содержание .......................................................................................... PAGEREF _Toc40800452 h 2 Введение. Восток - дело тонкое. ...........

Религия и наука

echo "Всеобщим объектом науки выступает система «человек — мир». Объектом частных наук являются отдельные фрагменты мира (например, земная кора нашей планеты), которые вовлечены в сферу практики челов

Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники

echo "Шариат – мусульманское право. 1. Ислам. 1.1. Посланник Аллаха. 2. Общая характеристика мусульманского права. 3. Источники шариата. 3.1. Коран. 3.2. Сунна. 3.3. Иджма. 3.4. Кияс. 3.5. Фирманы, ка

Античная мифология и ее влияние на современность

echo "Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так г

Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация. Причины распространения нетрадиционных религий в современной России

echo "Многие специалисты-религиоведы рассматривают их как проявление иностранной духовной агрессии. Общая характеристика и классификация нетрадиционных религий Одной из характерных черт, присущих почт

Культ Адониса

echo "Первобытные люди не знали ни первого ни второго: наступление весны или зимы было для них необъяснимым чудом, не были они уверены и в том, что чудо это повторится. На определенной ступени развити

Лютеранство

echo "Протестантизм - религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Свое происхожд

Религиоведение: возникновение и история развития

Религиоведение: возникновение и история развития

Наивные, но не лишенные смысла концепции древ них о происхождении и социальных функциях религии заложили фундамент научного религиоведения. Рас пространение христианства на долгие века покончило с практикой античного свободомыслия, направив по иски истины в русло богословия. И хотя христианская теология дала миру немало незаурядных мыслителей, их суждения о религии обычно ограничивались строгими рамками церковной догмы, за пределами которых горели костры святой инквизиции для еретиков и вольнодумцев.

Поэтому лишь с эпохи Возрождения и осо бенно в эпоху Просвещения, когда всесилие церкви стало исчезать под давлением новых явлений и процес сов (возникновение капитализма в сфере социальноэкономической, реформация в сфере церковной), тради ция античного свободомыслия возродилась — на сей раз на новом, более высоком уровне. Одним из первых потряс слепую веру в церковные догмы на рубеже XVII в. Ф. Бэкон, сравнивший ум человека с кривым зеркалом, искажающим реальность, и тем давший толчок к прямой критике религии. Соотечественник Бэкона англичанин Т. Гоббс в своем знаме нитом сочинении «Левиафан» заявил, что именно страх перед невидимой силой, воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется рели гией.

Невежество и страх, по Гоббсу, породили рели гию, а власти сознательно использовали это в своих интересах. Так родилась теория религии как сознатель ного обмана. Еще резче обрушился на религию голландский философ Б. Спиноза, который утверждал, что все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной и робкой души, не представляло.

Истоки религии Спиноза видел в неуве ренности человека в своих силах, в постоянных колеба ниях его между надеждой и страхом. Идеи XVII в. подготовили почву для расцвета в XVIII в., веке знаменитых философов, просветителей и энциклопедистов, еще более разоблачительной крити ки религии. П. Гольбах считал религию вымыслом, созданным человеческим воображением. В какой-то степени близок к этой идее был и Вольтер с его класси ческим тезисом: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». П. С. Марешаль сравнил религию с наркотиком, с опиумом, обратив при этом внимание на силу религиозной традиции.

Резкие, язвительные, саркастические нападки фран цузских философов XVIII в. на религию и бог а не только возродили традиции античного свободомыслии, но и явились фундаментом для развития в XIX в на учного религиоведения со всеми его школами, направ лениямн , концепциями. 3.ТЕОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ А) МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА На рубеже XVIII — XIX вв. стали появляться обстоятельные иссле дования, ставившие своей целью комплексно изучить проблему сущности и происхождения религии. Так. Ш. Дюпюн стремился показать, что все древние боги и герои были олицетворением небесных явлений, причем к числу астрально-мифологических образов он отнес и Христа. В начале XIX в. на основе этих идей сложилась мифологическая школа, наиболее известные представители которой (братья Я. и В. Гримм, М Мюллер) связывали мифологию и религию различных народов,. стремясь доказать, что религиозные верования суть отголоски древнего астрально-мифологического культа Изучив огромный материал по истории древних мифов и тем самым дав толчок развитию ряда наук (этнографии, фольклористики и т. п.), сторонники этого направления, однако, оказались не в состоянии дать убедительным анализ сложных и развитых религиозных систем, в чем и проявилась слабость их школы. Б) АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Значительным шагом вперед в познании вышеназ ванных систем стала антропологическая школа. Пред течей ее можно считать учение Л. Фейербаха, который писал о том, что богов создает сила фантазии, воображения человека, что религия — это в конечном счете продукт деятельности, мышления и эмоций людей.

Фейербах свел « религиозный мир к его земной основе», а «...религиозную сущность к человеческой сущности». Однако сущность человека не есть аб стракт, присущий отдельному индивиду, как это фак тически вытекает из построений Фейербаха, ибо на самом деле эта сущность «...есть совокупность всех общественных отношений» . Сторонники антропологической школы, и прежде всего виднейший ее представитель английский этно граф Э. Тэйлор , опирались на ту же основу, что и Фей ербах, т. е. на мыслящего индивида, силой сознания и эмоций создающего религиозные представления. Пер воначальная форма этих представлений — вера в духов, т. е. анимизм.

Одухотворивший мир первобытный чело век, дикарь-философ, создает этих духов силой своего воображения. Хотя опиравшаяся на капитальные этно графические исследования теория Тэйлора была сущес твенным шагом вперед в науке о первобытном обществе, чисто религиоведческая слабость ее очевидна.

Антропологи-эволюционисты развивали теорию Тэй лора , уточняя отдельные ее положения, как это было сделано, в частности, в трудах Д. Фрэзера , Л. ЛевиБрюля и некоторых других исследователей. В этногра фических исследованиях Фрэзера акцент был сделан уже не столько на абстрактную рефлексию мыслящего дикаря-философа, сколько на ассоциативные представ ления первобытных людей, которые способствовали ус тановлению искаженных связей между реальностью и ее восприятием и тем положили начало магии, одной из древнейших форм религии.

Следующий шаг в этом же направлении сделал Леви-Брюль , пытавшийся объяснить такого рода ложные ассоциативные связи первобытного человека особенностями его « пралогиче ского » мышления, основанного на аффектах и ощуще нии сопричастия («мистическая партиципация »). В) КОНЦЕПЦИЯ ПРАМОНОТЕИЗМА В XX в. в противовес антропологической школе с ее попытками видеть в религии результат ложных ассоциаций, нелогичности мышления, абстракции невежественного дикаря, были выдвинуты новые, более обсто ятельные концепции. Одна из них — концепция прамонотеизма , автор которой католический священник В. Шмидт в своей 12-томной работе «Происхождение идеи бога» стремился доказать существование своего рода первобытного «божественного откровения». В. Шмидт исследовал громадный фактический матери ал и проявил огромную эрудицию.

Однако его априорно принятая идея доказать сущность божию и наличие в той или иной форме представлений о едином боге чуть ли не у всех народов мира практической пользы науке принести не могла. Г) ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА З. ФРЕЙДА Иная судьба у теории психоанализа З. Фрейда. Эта теория в гораздо большей степени относится к области психиатрии, даже к медицине, чем религиоведению.

Однако она сыграла существенную роль в развитии современного буржуазного религиоведения.

Религиозный аспект теории Фрейда сводится к тому, что религия в своих ранних формах (тотемизм) возникла как следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов., прежде всего полового.

Сублимация такого рода всегда чревата взрывом.

Отсюда и религиозные представления – это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества; тайна их силы, считал Фрейд, заключается в силе этих желаний. ” Эдипов комплекс” (согласно древнегреческому мифу, Эдип, не зная того, убил отца и женился на матери) всегда, согласно Фрейду, создавал в мужчинах двойственное отношение к их отцам - как к отцам и как к соперникам, что привело затем к тотемизму: тотем заменил отца. В дальнейшем такого рода “заменителем отца” стал бог. Итак, религия - следствие сублимации навязчивых желаний. Но только ли это очевидная нелепость, как считают иногда противники Фрейда? Следует понять, что Фрейд смог многое увидеть и понять в подспудном, иррациональном внутреннем “я” индивида.

Некоторые выводы в его анализе явно относятся к неврозам, даже патологии. Но религия отнюдь не была достоянием только здоровых людей.

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Математика

Право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Литература, Лингвистика

Искусство, Культура, Литература

Биология

География, Экономическая география

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Социология

Военное дело

Психология, Общение, Человек

Педагогика

Уголовное право

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Радиоэлектроника

Политология, Политистория

История отечественного государства и права

Маркетинг, товароведение, реклама

Пищевые продукты

История экономических учений

Охрана природы, Экология, Природопользование

Медицина

Здоровье

История государства и права зарубежных стран

Физика

Программирование, Базы данных

Философия

Теория систем управления

Сельское хозяйство

Ценные бумаги

Трудовое право

Культурология

Техника

Музыка

Криминалистика и криминология

Материаловедение

Историческая личность

Гражданская оборона

Международное право

Технология

Правоохранительные органы

Земельное право

Теория государства и права

Религия

Экономика и Финансы

История политических и правовых учений

Жилищное право

Астрономия

Финансовое право

Экскурсии и туризм

История

Искусство

Экономико-математическое моделирование

Бухгалтерский учет

Российское предпринимательское право

Химия

Банковское дело и кредитование

Металлургия

Иностранные языки

Менеджмент (Теория управления и организации)

Страховое право

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Программное обеспечение

Транспорт

Адвокатура

Нероссийское законодательство

Физкультура и Спорт

Геология

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Физкультура и Спорт, Здоровье

Административное право

Налоговое право

Космонавтика

Промышленность и Производство

Компьютеры, Программирование

Архитектура

Конституционное (государственное) право России

Компьютеры и периферийные устройства

Компьютерные сети

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Муниципальное право России

Военная кафедра