Подобные работы

Договор об организации перевозок

Субъектами отношений, складывающихся при перевозке грузов являются перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель.

Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку - владелец соответствующего транспортного средства. Как правило, перевозчиком выступает коммерческая организация.

В железнодорожных перевозках перевозчиком выступает железная дорога, которой в соответствии со ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте" является основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в ее состав.

Отделения железной дороги не являются субъектами перевозочных отношений.

В воздушных перевозках, в соответствии со ст. 61 Воздушного кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

Грузоотправитель - это организация или гражданин, от своего имени предъявляющий груз к перевозке и названный в накладной в качестве грузоотправителя. Не требуется, чтобы грузоотправитель был собственником отправляемого груза, поэтому перевозчик не имеет право устанавливать право собственности на груз. Отсюда вытекает возможность выступления в качестве грузоотправителя специализированных организаций на основании договоров экспедиции или комиссии.

Грузополучатель - его правовое положение всегда вызывает дискуссии в литературе. В заключении договора грузополучатель участия не принимает. Однако, он приобретает права по этому договору, в частности, право требовать выдачи прибывшего в его адрес груза. Поэтому традиционно возникшие правоотношения рассматриваются как договор в пользу третьего лица. Спецификой правового положения грузополучателя является наличие у него не только прав, но и обязанностей, в частности, он обязан выполнить разгрузочные работы, уплатить денежные суммы, не внесенные грузоотправителем. В литературе существование у грузополучателя обязанностей объясняются по-разному. Существует точка зрения, согласно которой норма о договоре в пользу третьего лица не запрещает заключение такого договора, по которому это лицо, соглашаясь воспользоваться выговоренными для него правами, должно взять на себя и определенные обязанности (О.С. Иоффе). Другие авторы считают, что обязанности грузополучателя не основаны на договоре и носят публичный характер. В подтверждение этому приводят ссылку на то, что грузополучатель обязан принять любой пребывший в его адрес груз, даже если его доставка не основана на договоре купли-продажи или ином договоре. В последнем случае полученный груз получатель принимает не в собственность, а на ответственное хранение, и в дальнейшем может взыскать возмещение своих убытков с грузоотправителя.

Некоторые утверждают, что обязанность грузополучателя принять груз вытекает не из договора перевозки, а из договора купли-продажи или иного договора, во исполнение которого осуществлена отгрузка. Однако, встает естественный вопрос, в связи с чем право требования исполнения этой обязанности имеет совершенно постороннее для договора лицо - перевозчик.

Некоторые авторы (И.П. Либба, Я.И. Рапопорт и др.) считают грузополучателя и грузоотправителя одной стороной договора перевозки. Но эта точка зрения справедливо критикуется в литературе с указанием на то, что обязанности получателя и отправителя разные, получатель является самостоятельным субъектом права, которые не уполномочивал отправителя от своего имени заключать договор перевозки.

М.А. Тарасов считал получателя выгодоприобретателем - т.е. говорил не о договоре в пользу третьего лица, а о вручении исполнения третьему лицу. Однако у выгодоприобретателя не может быть ни прав ни обязанностей по договору - он стоит вне правоотношения, что очевидно не имеет места в данном случае.

Обязательство по перевозке грузов, в случае необходимости осуществления систематических перевозок, начинается с заключения договора об организации перевозок. Этот договор закреплен в ст. 798 ГК. По этому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В этом договоре определяются объемы, сроки, и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Такие договоры носят долгосрочный характер. Этот договор сконструирован как двухстороний, возмездный и консенсуальный.

В литературе высказываются разные точки зрения относительно природы договора об организации перевозок. Савичев Г.П. считал этот договор предварительным, поскольку он направлен на организацию будущих перевозок, не порождает прав и обязанностей сторон. В.В. Витрянский справедливо критикует эту точку зрения по тем мотивам, что смысл предварительного договора состоит в том, что стороны договариваются о том, на каких условиях и в какой срок должен быть заключен основной договор, причем форма предварительного договора должна отвечать требованиям, предъявляемым к основному договору. Форма договора перевозки - накладная, такая форма никак не может быть у договора об организации перевозок. Кроме того, из договора об организации перевозок возникают обязанности перевозчика принимать, а грузоотправителя - предъявлять к перевозке соответствующие грузы.

Экономический смысл данного договора очевиден - заключение его позволяет перевозчику планировать свою работу на достаточно длительный промежуток времени, а поскольку ресурсы транспорта ограничены, то без сколько-нибудь долгосрочного планирования работать транспортные организации не могут. Благодаря заключенному долгосрочному договору об организации перевозок, обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса, что позволяет сторонам определить перспективу и рационально использовать свои ресурсы.

Исторический смысл данного договора также легко проследить - в течение нескольких десятилетий отношения по грузовой перевозки жестко планировались и с принятием нового гражданского кодекса и ТУЖД указания на плановость перевозок исключены, но общий смысл правового регулирования остался прежним - сохранены даже штрафы за непредъявление груза к перевозке (это при реальном характере договора перевозки!).

По моему мнению, правовой смысл договора об организации перевозок становится понятным, если его рассматривать в концепции единого, сложного, развивающегося транспортного правоотношения, возникающего из этого договора. Таким образом, договор об организации перевозок это договор, из которого возникает транспортное обязательство. На этой стадии (после заключения договора) у грузоотправителя появляется обязанность предъявить груз к перевозке, а у перевозчика - обязанность принять этот груз и заключить с отправителем договор перевозки груза.

Заключение долгосрочных договоров об организации перевозок не является обязательным для сторон. Поэтому при возражении одной из сторон заключить такой договор вторая сторона не вправе через суд требовать его заключения. В случае подачи подобного иска, арбитражный суд должен отказать истцу в принятии искового заявления в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 107 АПК

Как уже отмечалось, договор об организации перевозок заключается только при осуществлении систематических перевозок, если же необходимо осуществить разовую перевозку, возникает вопрос о моменте и основании возникновения перевозочного обязательства. Ответ на этот вопрос содержится в ст. 791 ГК РФ, ст. 18 ТУЖД, где речь о том, что грузоотправитель, желающий заключить договор перевозки подает заявку, на основании которой осуществляется подача транспортных средств. При перевозке по железным дорогам такая заявка подается не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов, а также не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов на экспорт и в прямом смешанном сообщении. В дальнейшем внесение изменений в заявку возможно только с выплатой сборов, установленной ст. 18 ТУЖД.

Управление железной дороги обязано рассмотреть представленную заявку в течение 3 дней при перевозке в прямом сообщении и в течение 10 дней при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении или на экспорт, и сообщить грузоотправителю о ее принятии или возвратить с обоснованием отказа. Аналогичная ситуация складывается и на других видах транспорта, однако, например, воздушный кодекс не содержит указания о сроках, поэтому все действия должны совершаться в разумный срок.

Заявку на мой взгляд следует рассматривать как оферту, а ответ о принятии заявки как акцепт. Таким образом заключается договор о подаче транспортного средства для перевозки груза перевозчиком и его использовании грузоотправителем.

Если перевозка осуществляется транспортом общего пользования, то возвращение заявки без уважительных причин может рассматриваться как уклонение от заключения публичного договора, поэтому перевозчика можно, в соответствии со ст. 426, 445 ГК РФ, принудить к заключению договора.

Из договора об организации перевозок или принятой заявки возникла обязанность грузоотправителя предъявить груз к перевозке. и обязанность перевозчика подать транспортное средство. Правила приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте утверждены приказом министерства путей сообщения РФ от 9.12.99 г.

В соответствии с п.4 этих правил, за два часа до подачи вагонов, контейнеров под погрузку, работник станции уведомляет грузоотправителя с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений. Такое уведомление подается с использованием имеющихся средств связи. Грузоотправитель назначает ответственного по приему уведомлений и сообщает железной дороге в письменной форме номера телефонов (факсов, телексов).

В установленное время железная дорога обязана подавать под погрузку исправные, очищенные внутри и снаружи, а в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных.

Годность для перевозки конкретного груза - состояние грузовых отсеков, отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние груза при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) именуется коммерческой пригодностью. Коммерческая пригодность вагонов определяется лицом, осуществляющим погрузку (железной дорогой или грузоотправителем), а в отношении контейнеров - грузоотправителем ( Ст. 27 ТУЖД)..

При выявившейся коммерческой непригодности вагонов или контейнеров, железная дорога обязана подать исправный, годные для перевозки данного груза вагоны, контейнеры. Факты непригодности вагонов оформляются актом общей формы, подписанным грузоотправителем и железной дорогой.

Ст. 28 ТУЖД определяет перечень грузов, погрузка и выгрузка которых осуществляется железной дорогой, остальные грузы погружаются и выгружаются грузоотправителем и грузополучателем.

Необходимые для погрузки крепления предоставляются грузоотправителем, а крепление из производит лицо, осуществляющее погрузку.

Грузоотправитель, в соответствии со ст. 25 ТУЖД и п. 9 Правил приема грузов к перевозке обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров. Груз должен быть соответственно упакован и размещен в тару и промаркирован.

Запрещается погрузка в один вагон грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы.

Грузоотправитель при предъявлении грузов к перевозке составляет на каждую отправку груза составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную, в которой указывается масса груза, при предъявлении штучных грузов также количество грузовых мест (ст. 32 ТУЖД). Определение массы груза производится железной дорогой, если погрузка осуществлялась в местах общего пользования и грузоотправителем, если погрузка осуществлялась в местах необщего пользования или при погрузке в контейнеры.

Загруженные вагоны или контейнеры опломбируются железной дорогой.

За неподачу транспортного средства для перевозки груза и за непредъявление груза к перевозке стороны несут ответственность, предусмотренную транспортными уставами и кодексами. Для железнодорожных перевозок соответствующая ответственность установлена ст. 105 ТУЖД в виде штрафов, исчисляемых в зависимости от груза и типа транспортного средства (вагон, контейнер). Основания для освобождения от ответственности грузоотправителя и перевозчика установлены в ст. 794 ГК. К ним относятся: действие непреодолимой силы, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, в иных случаях, предусмотренных уставами и кодексами.

В ст. 106 ТУЖД предусмотрены основания освобождения от ответственности грузоотправителя: неиспользование вагонов, поданных сверх заявки, выполнение заявки в тоннах, в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, авария у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности.

В соответствии со ст. 107 ТУЖД железная дорога освобождается от уплаты данного штрафа при неподачи вагонов, контейнеров по причине невнесения грузоотправителем платы за перевозку, при задержке грузоотправителем вагонов в связи с их погрузкой, выгрузкой, очисткой и промывкой.

При предъявлении груза к перевозке, грузоотправитель представляет железнодорожную накладную, которая вместе с выданной на ее основе квитанции о приемке груза подтверждают заключение договора перевозки.

Именно с этого момента перевозочное правоотношение вступает в свою вторую стадию. Очевидно, что эта стадия является логическим продолжением предыдущей. Но все же началом этой стадии следует считать заключение договора перевозки груза.

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Математика

Право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Литература, Лингвистика

Искусство, Культура, Литература

Биология

География, Экономическая география

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Социология

Военное дело

Психология, Общение, Человек

Педагогика

Уголовное право

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Радиоэлектроника

Политология, Политистория

История отечественного государства и права

Маркетинг, товароведение, реклама

Пищевые продукты

История экономических учений

Охрана природы, Экология, Природопользование

Медицина

Здоровье

История государства и права зарубежных стран

Физика

Программирование, Базы данных

Философия

Теория систем управления

Сельское хозяйство

Ценные бумаги

Трудовое право

Культурология

Техника

Музыка

Криминалистика и криминология

Материаловедение

Историческая личность

Гражданская оборона

Международное право

Технология

Правоохранительные органы

Земельное право

Теория государства и права

Религия

Экономика и Финансы

История политических и правовых учений

Жилищное право

Астрономия

Финансовое право

Экскурсии и туризм

История

Искусство

Экономико-математическое моделирование

Бухгалтерский учет

Российское предпринимательское право

Химия

Банковское дело и кредитование

Металлургия

Иностранные языки

Менеджмент (Теория управления и организации)

Страховое право

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Программное обеспечение

Транспорт

Адвокатура

Нероссийское законодательство

Физкультура и Спорт

Геология

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Физкультура и Спорт, Здоровье

Административное право

Налоговое право

Космонавтика

Промышленность и Производство

Компьютеры, Программирование

Архитектура

Конституционное (государственное) право России

Компьютеры и периферийные устройства

Компьютерные сети

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Муниципальное право России

Военная кафедра