Подобные работы
Управление наукой в РоссииУправление в сфере науки долгие годы отличалось консерватизмом. Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике осуществлял централизованное руководство, а Академия наук была как бы вторым центром в данной сфере. В 90-х гг. в РФ постепенно меняются организационные формы -Министерство науки и технической политики заменяется Государственным комитетом по науке и технологиям, а последний в марте 1997 г. преобразуется в Министерство науки и технологий. Происходит интенсивный рост отраслевых академий, а также начал самоорганизации в науке. Долгожданный ФЗ «О науке и научно-технической политике» (его аналог готовился более 20 лет) позволил сформировать законодательную базу в данной сфере. Отдан приоритет статусу субъектов научной деятельности, в т.ч. научной организации. В ст. 7 ФЗ урегулировано управление научной и (или) научно-технической деятельностью. Оно осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и саморегулирования Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы е пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритеты направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации: утверждают уставы государственных научных организаций; осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью представленного государственным научным организациям имущества; осуществляют другие функции в пределах их полномочий. Руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами. Для отношений в данной сфере характерна такая основная правовая форма отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в т.ч. министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, как договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультативных и иных услуг, а также другие договоры, • в т.ч. договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом - заказчиком и организацией-исполнителем. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством РФ, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции. Разграничены три уровня управления в сфере науки. К ведению органов государственной власти РФ относятся: разработка и проведение единой государственной научно-технической политики; выбор приоритетных направлений развития науки и техники РФ; формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение; финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета; установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использования ее результатов; содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ; управление государственными научными учреждениями федерального значения, в т.ч. их создание, реорганизация и ликвидация; реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ; формирование единых систем стандартизации, обеспечение единства измерений, сертификации, научной и научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими; установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников. Правительство РФ определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники. Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивают Министерство науки и технической политики РФ совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти. Приоритетные направления развития науки и техники и перечень новейших технологий федерального уровня разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от П апреля 1995 г. «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок», решением Правительственной комиссии по научно-технической политике (протокол заседания от 28 мая 1996 г.) и Указом Президента РФ от 13 июня 1996 года «О доктрине развития российской науки». К совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ относятся: формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики; организация научно-технического прогнозирования; размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности; формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции РФ и субъектов РФ; формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территориях субъектов РФ; разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в т.ч. их материальное обеспечение; формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития; международные научные связи. К ведению органов государственной власти субъектов РФ относятся: участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики; определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ; формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ; финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ; формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов; управление государственными научными организациями регионального значения, в т.ч. их создание, реорганизация и ликвидация; контроль за деятельностью государственных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных информационных ресурсов; формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития; осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральным законом к ведению органов государственной власти РФ. Тем не менее, разграниченные и совместные действия государственных органов в данной сфере, и характер их отношений с научными организациями остаются трудной проблемой. |