Подобные работы
Управление культурой в РоссииДля управления в области культуры в России устойчивой является тенденция его отраслевой организации. Учитываются два уровня - в одобренном палатами Федерального Собрания ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлена его компетенция, а в Положении о Министерстве культуры урегулирован его статус. Аналогичным образом строится система управления на уровне субъектов Федерации, где действуют министерства или управления, департаменты культуры. Отсюда второй разрез - вертикальный. В Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» урегулировано разделение компетенции в области культуры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления. К ведению федеральных органов государственной власти и управления РФ в области культуры относятся: обеспечение прав и свобод человека в области культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития; правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием РФ; формирование федерального бюджета в части расходов на культуру, федеральных фондов развития культуры; установление налоговых льгот, стимулирующих сохранение и развитие культуры, и минимума бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры; прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении; координация внешней политики в области культурного сотрудничества; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; регулирование правил осуществления валютных операций в области культуры; создание, реорганизация и ликвидация государственных организаций культуры федерального подчинения; определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот материального обеспечения работников культуры, установление минимального размера ставок авторского гонорара; создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в РФ; создание и ведение Свода памятников истории и культуры РФ; контроль за исполнением законодательства РФ о культуре. К совместному ведению органов государственной власти и управления РФ и субъектов Федерации в области культуры относятся: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; обеспечение сохранности культурного достояния народов РФ, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры РФ; осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально-технического обеспечения; охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования объектов собственности в области культуры; утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры; создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей РФ; проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры; финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов РФ. В сфере совместного ведения органы государственной власти и управления издают законы и иные нормативные акты. К ведению органов государственной власти и управления субъектов РФ в области культуры относятся: осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение; формирование территориальных и иных органов государственного регулирования культурной деятельности; создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры соответствующего подчинения; формирование фондов развития культуры и утверждение объемов средств, направляемых на финансирование культуры в государственных бюджетах РФ, местных бюджетах, установление местных налогов и сборов на цели культурного развития, региональных нормативов финансирования культурной деятельности; международные культурные связи, установление дополнительных к устанавливаемым федеральными органами льгот, видов и норм материального обеспечения организаций и работников культуры; информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности, ведение статистического учета в области культуры; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры; контроль за исполнением законодательства РФ о культуре. В пределах своей компетенции субъекты РФ имеют право самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и с международными организациями по вопросам культуры. Федеральные органы государственной власти и управления не могут издавать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению органов субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ не могут принимать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти и управления. Это важное правило, которое не всегда соблюдается на практике. Закон определяет и компетенцию органов местного самоуправления в области культуры, в частности: создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории и др. В действующих законах о библиотечном деле, о музеях, об обязательном экземпляре документов и др., в указах и постановлениях содержится много норм о функциях и взаимоотношениях не только органов управления культурой, но и других государственных органов. Положения о Министерстве культуры Российской Федерации не всегда согласуются с теми задачами и функциями, которые регулируются в вышеназванных законах. Вообще это типичное противоречие в сфере управления применительно к соотношению статутных и тематических актов. Противоречиво протекает процесс управления в сфере телевидения и радиовещания, где с трудом находят меру сочетания государственных функций и самостоятельности соответствующих организаций. 4 июня 1997 г. Государственная Дума приняла Постановление «Об усилении государственного контроля за деятельностью Закрытого акционерного общества «Общественное российское телевидение», в августе того же года указы Президента РФ о совершенствовании структуры государственного теле- и радиовещания, о Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Видимо, поиск оптимальных решений не закончился. |