Подобные работы

Управление культурой в России

Для управления в области культуры в России устойчивой является тенденция его отраслевой организации. Учитываются два уровня - в одобренном палатами Федерального Собрания ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлена его компетенция, а в Положении о Министерстве культуры урегулирован его статус. Аналогичным образом строится система управления на уровне субъектов Федерации, где действуют министерства или управления, департаменты культуры. Отсюда второй разрез - вертикальный.

В Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» урегулировано разделение компетенции в области культуры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления.

К ведению федеральных органов государственной власти и управления РФ в области культуры относятся: обеспечение прав и свобод человека в области культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития; правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием РФ; формирование федерального бюджета в части расходов на культуру, федеральных фондов развития культуры; установление налоговых льгот, стимулирующих сохранение и развитие культуры, и минимума бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры; прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении; координация внешней политики в области культурного сотрудничества; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; регулирование правил осуществления валютных операций в области культуры; создание, реорганизация и ликвидация государственных организаций культуры федерального подчинения; определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот материального обеспечения работников культуры, установление минимального размера ставок авторского гонорара; создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в РФ; создание и ведение Свода памятников истории и культуры РФ; контроль за исполнением законодательства РФ о культуре.

К совместному ведению органов государственной власти и управления РФ и субъектов Федерации в области культуры относятся: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; обеспечение сохранности культурного достояния народов РФ, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры РФ; осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально-технического обеспечения; охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования объектов собственности в области культуры; утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры; создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей РФ; проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры; финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов РФ.

В сфере совместного ведения органы государственной власти и управления издают законы и иные нормативные акты.

К ведению органов государственной власти и управления субъектов РФ в области культуры относятся: осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение; формирование территориальных и иных органов государственного регулирования культурной деятельности; создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры соответствующего подчинения; формирование фондов развития культуры и утверждение объемов средств, направляемых на финансирование культуры в государственных бюджетах РФ, местных бюджетах, установление местных налогов и сборов на цели культурного развития, региональных нормативов финансирования культурной деятельности; международные культурные связи, установление дополнительных к устанавливаемым федеральными органами льгот, видов и норм материального обеспечения организаций и работников культуры; информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности, ведение статистического учета в области культуры; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры; контроль за исполнением законодательства РФ о культуре.

В пределах своей компетенции субъекты РФ имеют право самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и с международными организациями по вопросам культуры.

Федеральные органы государственной власти и управления не могут издавать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению органов субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ не могут принимать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти и управления. Это важное правило, которое не всегда соблюдается на практике.

Закон определяет и компетенцию органов местного самоуправления в области культуры, в частности: создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории и др.

В действующих законах о библиотечном деле, о музеях, об обязательном экземпляре документов и др., в указах и постановлениях содержится много норм о функциях и взаимоотношениях не только органов управления культурой, но и других государственных органов.

Положения о Министерстве культуры Российской Федерации не всегда согласуются с теми задачами и функциями, которые регулируются в вышеназванных законах. Вообще это типичное противоречие в сфере управления применительно к соотношению статутных и тематических актов.

Противоречиво протекает процесс управления в сфере телевидения и радиовещания, где с трудом находят меру сочетания государственных функций и самостоятельности соответствующих организаций. 4 июня 1997 г. Государственная Дума приняла Постановление «Об усилении государственного контроля за деятельностью Закрытого акционерного общества «Общественное российское телевидение», в августе того же года указы Президента РФ о совершенствовании структуры государственного теле- и радиовещания, о Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Видимо, поиск оптимальных решений не закончился.

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Математика

Право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Литература, Лингвистика

Искусство, Культура, Литература

Биология

География, Экономическая география

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Социология

Военное дело

Психология, Общение, Человек

Педагогика

Уголовное право

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Радиоэлектроника

Политология, Политистория

История отечественного государства и права

Маркетинг, товароведение, реклама

Пищевые продукты

История экономических учений

Охрана природы, Экология, Природопользование

Медицина

Здоровье

История государства и права зарубежных стран

Физика

Программирование, Базы данных

Философия

Теория систем управления

Сельское хозяйство

Ценные бумаги

Трудовое право

Культурология

Техника

Музыка

Криминалистика и криминология

Материаловедение

Историческая личность

Гражданская оборона

Международное право

Технология

Правоохранительные органы

Земельное право

Теория государства и права

Религия

Экономика и Финансы

История политических и правовых учений

Жилищное право

Астрономия

Финансовое право

Экскурсии и туризм

История

Искусство

Экономико-математическое моделирование

Бухгалтерский учет

Российское предпринимательское право

Химия

Банковское дело и кредитование

Металлургия

Иностранные языки

Менеджмент (Теория управления и организации)

Страховое право

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Программное обеспечение

Транспорт

Адвокатура

Нероссийское законодательство

Физкультура и Спорт

Геология

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Физкультура и Спорт, Здоровье

Административное право

Налоговое право

Космонавтика

Промышленность и Производство

Компьютеры, Программирование

Архитектура

Конституционное (государственное) право России

Компьютеры и периферийные устройства

Компьютерные сети

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Муниципальное право России

Военная кафедра