Подобные работы

Сущность полового воспитания школьников

Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отно­шение человека к представителям другого пола.

Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и жен­щиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения — в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. По­ловое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведе­ние детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.

 Цели и задачи полового воспитания полностью опре­деляются интересами общества. Неверно было бы счи­тать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на инди­видуальном уровне выражают особенности того общест­ва, представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так назы­ваемой личной жизни.

Ребенок развивается как личность в процессе деятель­ности; последняя представляет собой неразрывное един­ство. Однако здесь можно выделить специфические мо­менты. В плане способности преобразовывать мир (зна­ния, умения, навыки) — это обучение, в плане способ­ности к оценке общественного значения себя как дейст­вующей личности и конкретных своих действий (форми­рование нравственных понятий, определенное отноше­ние к окружающим людям, к обществу в целом и т. д.) — это воспитание.

В воспитании можно выделить такие последовательно происходящие процессы (соответственно этапы):

1) восприятие и запоминание чего-либо;

2) осознание и переживание этого, выработка положительной или отрицательной оценки;

3) возникновение чувства личной причастности к этому, его личностной значимости;

4) формирование потребности действовать в определённом соответствии с этим личностно значимым;

5) наконец, невозможность поступать иначе.

Процесс обучения может и должен иметь последова­тельный характер: сегодня учим одному, завтра — дру­гому. Таким путем можно осуществить программу обуче­ния, выработать целостную систему знаний. Воспитание тоже происходит последовательно, но значительно труд­нее организовать воспитательную деятельность так, чтобы последовательно воспитывать одно качество лич­ности за другим: здесь последовательность не всегда возможна — многое формируется одновременно, пусть и с разной эффективностью и скоростью. Если знание чаще напоминает цепь, последовательность, то личность — это, скорее, созвучие, гармония. Как раз в приложении к половому воспитанию это особенно актуально: есть определенное число людей, которые проявляют недоста­точную сознательность именно в специфических отношениях с представителями другого пола, придерживаются других убеждений, чуждых коммунистической морали, хотя, казалось, в других отношениях это вполне достойные члены общества.

Основные качества личности, которые последователь­но должны вырабатываться в процессе воспитания, мож­но отнести к двум взаимосвязанным направлениям: а) по их важности в общечеловеческом плане; б) по их значимости с точки зрения осознанной причастности ко все более широкой социальной группе — семье, коллек­тиву, обществу в целом.

В отличие от обучения, воспитание требует значитель­но больше времени. Это и понятно, так как процессы, происходящие при воспитании, более глубоки. Поэтому после какого-либо воздействия на ребенка с воспитатель­ной целью или события, имеющего воспитательное значе­ние, может пройти значительное время, пока скажутся результаты воспитания. Следовательно, непосредствен­ной обратной связи между воспитателем и воспитуемым нет, вернее, она срабатывает после довольно длительного латентного периода. Если ход процесса обучения срав­нительно легко контролировать, то в отношении воспи­тания сделать это труднее, и поэтому результаты воспи­тания нередко сказываются значительно позже, и поэ­тому порой они оказываются неожиданными для роди­телей. Кроме того, качества личности по мере развития ребенка не просто складываются (т. е. развитие личности происходит не путем простого сложения качеств), а каждое качество совершенствуется, углубляется, как бы обновляется и заново перестраивается на всё более высоком уровне, образует с другими качествами новое и более полное созвучие.

Для воспитания особенно большое значение имеет жи­вой пример, ситуации из жизни. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная си­ла изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искус­ственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспита­ния». Как справедливо отмечал М. М. Рубинштейн, «рас­считывать, что знание, обращенное всецело к рассудку, определит все поведение юного человека и осилит все страсти и инстинкты, по меньшей мере, наивно. Сильным фактором здесь может оказаться только то знание, кото­рое будет поддержано всеми нерассудочными силами, чувством, средой, интересами и т. д.». О недостаточности «хрупкой системы словесных раздражителей, дающих поверхностные теоретические познания без связи с эмо­циональной природой ребенка», писал и А. Б. Залкинд. Напротив, наглядность и живой пример весьма эффек­тивны.

Родители не должны злоупотреблять словом. Если ребенку к месту и без места читают нотации, делают на­ставления, дергают по любому поводу, слово теряет вос­питательную силу. Необходимо дать ребенку возможность переработать его смысл, а это возможно, в частности, в том случае, если таковой в слове есть. Но если даже этот смысл и есть, ребенок не имеет возможности для осу­ществления всех необходимых процессов переработки этого смысла (разумеется, это процесс неосознанный, он не подвержен влиянию волевых усилий), то возникает не­восприимчивость к слову. Это может происходить потому, что подавляются процессы, которые должны осуществ­ляться в психике вслед за услышанным и понятым словом.

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Математика

Право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Литература, Лингвистика

Искусство, Культура, Литература

Биология

География, Экономическая география

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Социология

Военное дело

Психология, Общение, Человек

Педагогика

Уголовное право

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Радиоэлектроника

Политология, Политистория

История отечественного государства и права

Маркетинг, товароведение, реклама

Пищевые продукты

История экономических учений

Охрана природы, Экология, Природопользование

Медицина

Здоровье

История государства и права зарубежных стран

Физика

Программирование, Базы данных

Философия

Теория систем управления

Сельское хозяйство

Ценные бумаги

Трудовое право

Культурология

Техника

Музыка

Криминалистика и криминология

Материаловедение

Историческая личность

Гражданская оборона

Международное право

Технология

Правоохранительные органы

Земельное право

Теория государства и права

Религия

Экономика и Финансы

История политических и правовых учений

Жилищное право

Астрономия

Финансовое право

Экскурсии и туризм

История

Искусство

Экономико-математическое моделирование

Бухгалтерский учет

Российское предпринимательское право

Химия

Банковское дело и кредитование

Металлургия

Иностранные языки

Менеджмент (Теория управления и организации)

Страховое право

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Программное обеспечение

Транспорт

Адвокатура

Нероссийское законодательство

Физкультура и Спорт

Геология

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Физкультура и Спорт, Здоровье

Административное право

Налоговое право

Космонавтика

Промышленность и Производство

Компьютеры, Программирование

Архитектура

Конституционное (государственное) право России

Компьютеры и периферийные устройства

Компьютерные сети

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Муниципальное право России

Военная кафедра