Подобные работы

Практическое осуществление полового воспитания школьнико

Для полового воспитания важное значение имеет определённая реакция взрослых на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что – отклонение от нормы. Важно, чтобы взрослые не были безразличны к этим проявлениям, знали их природу, оценивали правильно и соответствующим образом реагировали.

Важное воспитательное значение имеют также примеры нравственного отношения взрослых к представителям другого пола, основанного на уважении к человеку вообще, а также на знании и уважении специфических особенностей представителей другого пола.

Родителям не следует доводить до сведения детей свои конфликты, выяснять при них сои отношения, проявлять взаимный негативизм.

Родители должны обращать  внимание ребёнка на положительное отношение детей разного пола друг к другу, на проявлении любви, внимания и заботы друг о друге взрослых мужчин и женщин, обязательно сопровождая их соответствующими комментариями. Кроме того, и сама мать может давать дочери положительный пример – уроки материнства.

Характер семейных отношений непосредственно сказывается на воспитании

Важное воспитательное значение имеет информация, которую ребенок получает от родителей,— как в ответ на его вопросы, так и по собственной их инициативе (предварительное осведомление). Сюда же относится и контроль за тем, что он читает.

Что нужно для того, чтобы полнее использовать воспитательные возможности ответов на вопросы ребенка? Во-первых, родители должны считать законным правом ребенка задавать любые вопросы, какими бы «неприлич­ными» они ни показались, и своим долгом отвечать на любой из таких вопросов. Во-вторых, им следует ценить тот факт, что ребенок с таким вопросом обращается имен­но к ним. В-третьих, необходимо использовать каждый свой ответ в интересах полового воспитания.

Вопрос ребенка может показаться «неприличным» только потому, что вы вкладываете в него свой смысл. Не ставьте ребенка на свое место, напротив, постарайтесь вспомнить себя в его возрасте: вы ведь тоже задавали по­добные вопросы, и ничего плохого в них, вероятно, не было. Чем грамотнее вы будете отвечать на вопросы, тем лучше для ребенка. Следует также иметь в виду, что дети, чаще в возрасте 4—7 лет, нередко обращаются к старшим с просьбой разъяснить смысл некоторых незнакомых им слов или словосочетаний, случайно где-то услышанных. При этом ребенка интересует, что именно обозначает дан­ное слово, о чем идет речь, а не исчерпывающее содержа­ние понятия. Обязательно постарайтесь выяснить, ка­кой «приличный» смысл мог бы быть заключен в вопросе, и ориентируйтесь при ответе именно на него.

Тот факт, что ребенок обращается с вопросом именно к вам,— доказательство его доверия, и это нужно ценить. Кроме того, если ребенок задает вам «неприличный» вопрос, значит, ничего неприличного в этом вопросе для него еще нет, иначе он постарался бы потихоньку выяс­нить это у товарищей, без всякого риска порицания с вашей стороны. Например, вопрос ребенка о его появле­нии на свет — философский вопрос. Он должен интересо­вать каждого. Трудно представить себе возможность собственного не существования — ведь для того, чтобы задавать такой вопрос, нужно и существовать, и осозна­вать факт своего существования. Это одновременно вопрос о субъективном и объективном, о независимости мира от его восприятия человеком. Родители же нередко расценивают этот вопрос как вопрос о технике деторожде­ния, как вопрос о половой жизни, т, е. приписывают ребенку интерес к тому, что волнует их самих: то ли потому, что они уже решили для себя все философские вопросы, то ли потому, что уже утратили способность такие вопросы ставить, а интересуются более прозаичес­кими и конкретными предметами. Не зря ведь Дж. Локк утверждал, что «неожиданные вопросы ребенка мо­гут научить большему, чем разговоры взрослых, которые вращаются всегда в одном и том же круге идей и подчиня­ются заимствованным взглядам и предрассудкам воспита­ния».

Какую пользу для полового воспитания можно из­влечь, отвечая на вопросы ребенка? Во-первых, вы даете ему не просто информацию, но информацию, определен­ным образом ориентированную по содержанию и оформленную эмоционально. Та же информация, но в иска­женном виде или в другом сопоставлении, с другой ее эмоциональной оценкой может быть вредной. Во-вторых, получая всегда удовлетворяющий его ответ, ребенок бу­дет постоянно обращаться с вопросами именно к вам. Благодаря этому вы всегда будете иметь возможность для воздействия на него в нужном направлении, контроли­ровать содержание и способы его информации, вносить своевременно необходимые коррективы. В-третьих, бла­годаря тому что ребенок будет встречать с вашей сторо­ны понимание и уважительное отношение к его инте­ресам, его доверие к вам будет возрастать.

Прежде чем отвечать на вопросы ребенка, выясните, о чем, собственно, идет речь. Может быть, вы неправильно поняли вопрос. Уяснив его характер, доброжелательно и заинтересованно расспросите ребенка, что он сам дума­ет по этому поводу, оцените степень его информирован­ности, источники информации, а также и степень заинте­ресованности. Это позволит правильно построить ответ. Выработайте в семье согласованную позицию всех взрос­лых как по отношению к вопросам ребенка, так и по ха­рактеру даваемых ответов.

Какими должны быть ответы? Во-первых, они должны быть по своему содержанию естественнонаучными, правдивыми, без всяких нелепых сказок про аистов. Не пы­тайтесь отрицать очевидное. Например, на вопрос, отку­да ребенок появился, или же в более общем плане — от­куда берутся дети, отвечайте, что они постепенно выра­стают у мамы в животе, и, когда вырастут достаточно большими, мама в родильном доме с помощью доктора ребенка рожает. Ведь ребенок, наблюдающий, как у его матери или знакомой тети живот постепенно увеличива­ется, а затем она уезжает в родильный дом, откуда воз­вращается уже без живота, но с ребенком, отчетливо по­нимает, что ребенок появился из живота матери. Ему часто нужно просто подтверждение взрослыми вывода, к которому он пришел самостоятельно. Если же отрицать это, он оказывается в недоумении, начинает обращаться с вопросами к другим людям, но забыть своего вопроса, ра­зумеется, не может: слишком это важно — появление на свет нового человека.

Во-вторых, объем информации и ее форма должны быть на уровне, доступном пониманию ребенка. Ведь правда — это совсем не обязательно все то, что вы сами знаете по данному вопросу. Правда для ребенка — это лишь то, что, соответствуя действительности, находится на уровне его понимания и может быть для него полезным.

В-третьих, ответ должен быть связан с возможно более общими понятиями, с акцентом на нравственную сторону, даже если вопрос и допускает какие-либо «технические» моменты.

В-четвертых, ответ должен быть интересным, чтобы ребенок с очередным вопросом обратился именно к вам, а не к посторонним людям.

В-пятых, если ребенок спросил о чем-либо действи­тельно неприличном, постарайтесь выразить полное равно­душие к содержанию вопроса, сделать вид, что это со­вершенно неинтересная тема. Тогда и у ребенка погаснет интерес к этому вопросу, ваше равнодушие передастся ему. Если же вы выразите удивление, возмущение, вы­скажете порицание, то этот вопрос заинтригует ребенка, и он продолжит расспросы на стороне. Помните: правиль­ные и доброжелательные ответы сближают, ложные — отдаляют родителей и детей.

Следует контролировать источники возможной ин­формации ребенка, в том числе и то, что он читает. Правда, по вопросам, связанным с половым воспитанием, лите­ратуры специально для детей пока нет. Поэтому нет и возможности рекомендовать что-либо для родителей, чтобы они давали читать ребенку. Если же в руки к нему попала книга, которую ему еще не следует читать, поста­райтесь и это использовать в интересах воспитания. Не стоит отнимать такую книгу, так как от этого она при­обретает лишь дополнительный интерес, но читаться уже будет тайком. Следует самому прочесть книгу и затем поговорить с ребенком о ее содержании, выясняя, что именно он там понял, чтобы внести необходимые кор­рективы.

Необходимо для полового воспитания и предваритель­ное осведомление ребенка, подростка, юноши (девушки) в вопросах рождения детей, особенностей мужского и женского пола и т. д. Однако для того, чтобы оно было эффективным и правильным, следует знать, что именно и в каком возрасте интересует мальчиков и девочек и что именно они в этом возрасте уже знают по интересующему вопросу. Ясно, что сообщаемая информация должна быть новой и к тому же интересной. В этом случае она будет убедительной и окажется полезной в плане предотвраще­ния вредных влияний со стороны. Соответствующая на­учная работа уже проводится, и в ближайшее время мы сможем дать родителям рекомендации и в этом.

Полезным в половом воспитании может быть и пе­реключение. Смысл его заключается в следующем. Если родители замечают, что подросток или юноша (девушка) проявляют слишком большой интерес к другому полу, следует специально придумать для них какое-либо инте­ресное занятие, которое бы требовало к тому же затраты энергии и сил. Однако нецелесообразно подавлять инте­рес к другому полу, препятствовать контактам. Напро­тив, нужно, чтобы этот интерес возможно теснее пере­плетался с новым увлечением, с другими занятиями. В этом случае интерес к другому полу не будет поглощать ребенка целиком, не будет самоцелью. К тому же, воз­действуя на различные связанные с ним интересы и увле­чения, можно будет найти способ воздействия и на этот интерес.

Наибольший эффект в половом воспитании может быть достигнут при объединении усилий школы, семьи и общественности. В связи с этим родителям полезно знать общие принципы организации полового воспитания в нашей стране. Это поможет им лучше определять место и роль их собственных педагогических усилий.

Первый: высокая идейная направленность полового воспитания, определяемая его необходимостью и поль­зой для общества, тесная взаимосвязь с вопросами жизни человека, семьи.

Второй: единство воспитательных действий школы, семьи, общественности в половом воспитании, учет кру­га общения ребенка, источников его информации и путей воздействия на него.

Третий: полное использование всех воспитательных возможностей, учебных предметов, внеклассной работы, их преемственность и взаимосвязь.

Четвертый: неотделимость полового воспитания от общей системы нравственного воспитания, от всей учеб­но-воспитательной работы.

Пятый: целостность и систематичность воспитатель­ных воздействий в интересах полового воспитания, их осуществление с учетом возрастных, половых, индиви­дуальных особенностей ребенка на основе доброжела­тельности, понимания, уважения и требовательности.

В интересах полового воспитания педагогам следует использовать любые возможности, любые уроки, особен­но гуманитарного профиля: литературу, историю, обще­ствоведение. Например, рассказывая о классовой приро­де общества, о борьбе трудящихся, обязательно следует подчеркнуть, что в особенно тяжелом положении на­ходились женщины, и объяснить, почему. Говоря о борь­бе трудящихся за свое освобождение, необходимо под­черкивать значение борьбы за равноправие женщин, кри­тиковать при каждом удобном случае недостатки обыден­ного сознания, неверное отношение к женщине.

В предметах биологического цикла следовало бы на­чинать изучение человека значительно раньше 8 класса, причем не с анатомо-физиологических особен­ностей, а с места человека в общей картине мира, с вы­явления специфики человека одновременно как части при­роды и особого, социального существа. Как справедливо писал В. А. Сухомлинский, «странно и непонятно, почему во время утверждения личности школа не дает человеку никаких знаний о нем, о человеке, в частности о том спе­цифическом, что возносит человека над миром живого: о человеческой психике, мышлении и сознании, об эмоци­ональной, эстетической, волевой и творческой сфере ду­ховной жизни. Тот факт, что человек, по существу, ни­чего не знает о себе, часто бывает источником большой беды, за которую обществу приходится дорого распла­чиваться... Человек становится воспитателем самого себя, и тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое».

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Математика

Право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Литература, Лингвистика

Искусство, Культура, Литература

Биология

География, Экономическая география

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Социология

Военное дело

Психология, Общение, Человек

Педагогика

Уголовное право

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Радиоэлектроника

Политология, Политистория

История отечественного государства и права

Маркетинг, товароведение, реклама

Пищевые продукты

История экономических учений

Охрана природы, Экология, Природопользование

Медицина

Здоровье

История государства и права зарубежных стран

Физика

Программирование, Базы данных

Философия

Теория систем управления

Сельское хозяйство

Ценные бумаги

Трудовое право

Культурология

Техника

Музыка

Криминалистика и криминология

Материаловедение

Историческая личность

Гражданская оборона

Международное право

Технология

Правоохранительные органы

Земельное право

Теория государства и права

Религия

Экономика и Финансы

История политических и правовых учений

Жилищное право

Астрономия

Финансовое право

Экскурсии и туризм

История

Искусство

Экономико-математическое моделирование

Бухгалтерский учет

Российское предпринимательское право

Химия

Банковское дело и кредитование

Металлургия

Иностранные языки

Менеджмент (Теория управления и организации)

Страховое право

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Программное обеспечение

Транспорт

Адвокатура

Нероссийское законодательство

Физкультура и Спорт

Геология

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Физкультура и Спорт, Здоровье

Административное право

Налоговое право

Космонавтика

Промышленность и Производство

Компьютеры, Программирование

Архитектура

Конституционное (государственное) право России

Компьютеры и периферийные устройства

Компьютерные сети

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Муниципальное право России

Военная кафедра