Подобные работы

Понятие транспортных обязательств

В экономической жизни транспорт занимает особое место. При перевозке имущества никакие материальные блага не создаются, однако же благодаря ему осуществляется движение продукции из сферы производства в сферу обращения, а также обслуживание потребностей граждан в передвижении. С помощью транспорта осуществляется перемещение необходимых элементов производства - предметов труда, средств труда и рабочей силы, а потому он является необходимым условием всякого производства.

В литературе дискуссионным является вопрос о природе транспортных обязательств. Высказывается мнение, что в сфере транспорта складывается множество различных отношений с самостоятельным содержанием. Некоторые авторы при этом считают, что среди них выделяется главное обязательственное отношение - по перевозке и вспомогательные отношения, по организации перевозок (Савичев Г.П., Смирнов В. Т.). Кроме того, высказывается мнение, что все транспортные обязательства являются равноценными и образуют систему транспортных обязательств (Витрянский В.В.). Егизаров считает, что транспортные обязательства составляют особую подотрасль гражданского права - транспортное право.

Существует мнение, что никаких транспортных обязательств нет, а есть обязательство по перевозке. Иные отношения (по предоставлению вагонов под погрузку, экспедиция, и пр.) относятся к другим группам обязательств (подряд, услуги, купля-продажа, поручение и пр.). (Иоффе О.С.)

Кроме того, есть точка зрения, согласно которой транспортное обязательство - это единое сложное длящееся обязательство, основанием возникновения которого являются последовательно несколько договоров (Б.Л.Хаскельберг).

 На мой взгляд следует исходить из того, что непосредственно цели перемещения людей и вещей направлено обязательство по перевозке, вытекающее из договора перевозки груза или пассажира, а остальные обязательства являются сопутствующими, т.е. не несут специальной целевой направленности и не удовлетворяют непосредственно интересы каких-либо лиц. В то же время, в соответствии со ст. 1 ГК субъекты осуществляют свои права в своем собственном интересе. Отсутствие интереса в сопутствующих обязательствах исключает возможность отнесения их к самостоятельным. В то же время, сопутствующие обязательства порождаются договорами, а он является основанием возникновения обязательства. Следовательно, необходимо согласиться с точкой зрения Хаскельберга Б.Л., о том, что транспортное обязательство - единое, сложное по своей структуре, развивающееся обязательство, в состав которого включаются относительно самостоятельные обязательства, возникающие с наступлением соответствующих юридических фактов, по мере развития перевозочного процесса.

Существует два вида транспортных обязательств: обязательство по перевозке груза и обязательство по перевозке пассажира.

Перевозка почты, которая имеет специфические особенности как правило не рассматривается в качестве грузовой перевозки, и вообще правила главы 40 к почтовой перевозке не применяются.

Перевозка осуществляется различными видами транспорта: железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным. Самое разработанное законодательство посвящено железнодорожной перевозке, что видимо обусловлено широким ее распространением. Поэтому в лекциях мы будем рассматривать все транспортные обязательства на примере железнодорожной перевозки.

Вообще правовое регулирование перевозки осуществляется следующим образом: гражданский кодекс в главе 40 содержит общие нормы, относящиеся к перевозки всеми видами транспорта, в отношении же регулирования перевозки каждым видом транспорта приняты соответствующие транспортные уставы и кодексы, а также в соответствии с ними - иные законы и правила.

В том случае, если перевозка осуществляется транспортом общего пользования (например, железнодорожная перевозка), договор перевозки является публичным договором, поэтому Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении таких договоров.

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Математика

Право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Литература, Лингвистика

Искусство, Культура, Литература

Биология

География, Экономическая география

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Социология

Военное дело

Психология, Общение, Человек

Педагогика

Уголовное право

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Радиоэлектроника

Политология, Политистория

История отечественного государства и права

Маркетинг, товароведение, реклама

Пищевые продукты

История экономических учений

Охрана природы, Экология, Природопользование

Медицина

Здоровье

История государства и права зарубежных стран

Физика

Программирование, Базы данных

Философия

Теория систем управления

Сельское хозяйство

Ценные бумаги

Трудовое право

Культурология

Техника

Музыка

Криминалистика и криминология

Материаловедение

Историческая личность

Гражданская оборона

Международное право

Технология

Правоохранительные органы

Земельное право

Теория государства и права

Религия

Экономика и Финансы

История политических и правовых учений

Жилищное право

Астрономия

Финансовое право

Экскурсии и туризм

История

Искусство

Экономико-математическое моделирование

Бухгалтерский учет

Российское предпринимательское право

Химия

Банковское дело и кредитование

Металлургия

Иностранные языки

Менеджмент (Теория управления и организации)

Страховое право

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Программное обеспечение

Транспорт

Адвокатура

Нероссийское законодательство

Физкультура и Спорт

Геология

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Физкультура и Спорт, Здоровье

Административное право

Налоговое право

Космонавтика

Промышленность и Производство

Компьютеры, Программирование

Архитектура

Конституционное (государственное) право России

Компьютеры и периферийные устройства

Компьютерные сети

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Муниципальное право России

Военная кафедра