Подобные работы
Понятие транспортных обязательствВ экономической жизни транспорт занимает особое место. При перевозке имущества никакие материальные блага не создаются, однако же благодаря ему осуществляется движение продукции из сферы производства в сферу обращения, а также обслуживание потребностей граждан в передвижении. С помощью транспорта осуществляется перемещение необходимых элементов производства - предметов труда, средств труда и рабочей силы, а потому он является необходимым условием всякого производства. В литературе дискуссионным является вопрос о природе транспортных обязательств. Высказывается мнение, что в сфере транспорта складывается множество различных отношений с самостоятельным содержанием. Некоторые авторы при этом считают, что среди них выделяется главное обязательственное отношение - по перевозке и вспомогательные отношения, по организации перевозок (Савичев Г.П., Смирнов В. Т.). Кроме того, высказывается мнение, что все транспортные обязательства являются равноценными и образуют систему транспортных обязательств (Витрянский В.В.). Егизаров считает, что транспортные обязательства составляют особую подотрасль гражданского права - транспортное право. Существует мнение, что никаких транспортных обязательств нет, а есть обязательство по перевозке. Иные отношения (по предоставлению вагонов под погрузку, экспедиция, и пр.) относятся к другим группам обязательств (подряд, услуги, купля-продажа, поручение и пр.). (Иоффе О.С.) Кроме того, есть точка зрения, согласно которой транспортное обязательство - это единое сложное длящееся обязательство, основанием возникновения которого являются последовательно несколько договоров (Б.Л.Хаскельберг). На мой взгляд следует исходить из того, что непосредственно цели перемещения людей и вещей направлено обязательство по перевозке, вытекающее из договора перевозки груза или пассажира, а остальные обязательства являются сопутствующими, т.е. не несут специальной целевой направленности и не удовлетворяют непосредственно интересы каких-либо лиц. В то же время, в соответствии со ст. 1 ГК субъекты осуществляют свои права в своем собственном интересе. Отсутствие интереса в сопутствующих обязательствах исключает возможность отнесения их к самостоятельным. В то же время, сопутствующие обязательства порождаются договорами, а он является основанием возникновения обязательства. Следовательно, необходимо согласиться с точкой зрения Хаскельберга Б.Л., о том, что транспортное обязательство - единое, сложное по своей структуре, развивающееся обязательство, в состав которого включаются относительно самостоятельные обязательства, возникающие с наступлением соответствующих юридических фактов, по мере развития перевозочного процесса. Существует два вида транспортных обязательств: обязательство по перевозке груза и обязательство по перевозке пассажира. Перевозка почты, которая имеет специфические особенности как правило не рассматривается в качестве грузовой перевозки, и вообще правила главы 40 к почтовой перевозке не применяются. Перевозка осуществляется различными видами транспорта: железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным. Самое разработанное законодательство посвящено железнодорожной перевозке, что видимо обусловлено широким ее распространением. Поэтому в лекциях мы будем рассматривать все транспортные обязательства на примере железнодорожной перевозки. Вообще правовое регулирование перевозки осуществляется следующим образом: гражданский кодекс в главе 40 содержит общие нормы, относящиеся к перевозки всеми видами транспорта, в отношении же регулирования перевозки каждым видом транспорта приняты соответствующие транспортные уставы и кодексы, а также в соответствии с ними - иные законы и правила. В том случае, если перевозка осуществляется транспортом общего пользования (например, железнодорожная перевозка), договор перевозки является публичным договором, поэтому Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении таких договоров. |