Подобные работы

Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке груза

Досрочная доставка груза - действие правомерное. На грузополучателя ложится обязанность принять прибывший груз. Просрочка доставки - действие противоправное, но не создающее права отказаться от принятия прибывшего груза.

За просрочку доставки груза перевозчик несет ответственность, предусмотренную транспортными уставами и кодексами. ГК не содержит даже общих положений, определяющих ответственность. Ст. 111 ТУЖД определяет ответственность железной дороги за просрочку доставки груза, а также порожних вагонов грузоотправителя в виде пени в размере 9% провозной платы за каждый день просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. Данную ответственность несет железная дорога назначения или железная дорога, по вине которой совершалась перевозка, если она осуществлялась в прямом смешанном сообщении.

В соответствии со ст. 120 ВК за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 20% МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50 % провозной платы. От этой ответственности перевозчик освобождается, если он докажет наличие обстоятельств, не зависящих от перевозчика (непреодолимая сила, устранение неисправности, угрожающей жизни и здоровью людей, и др.).

Договор перевозки грузов, как уже отмечалось является возмездным, поэтому грузоотправитель обязан уплатить за перевозку провозную плату. При перевозке, осуществляемой транспортом общего пользования, тарифы в соответствии со ст. 790 ГК утверждаются в порядке, определенном транспортными уставами. Поскольку договор перевозки является публичным, то в соответствии со ст. 426 ГК, цена должна быть одинаковой для всех грузоотправителей. В соответствии со ст. 36 ТУЖД плата за перевозку груза и иные причитающиеся платежи вносятся грузоотправителем до момента отправления груза с железнодорожной станции. При несвоевременном внесении этих платежей, отправление груза может быть задержано.

Окончательные расчеты производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения.

При несвоевременном внесении платы, с грузоотправителя или грузополучателя взимается пеня. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 790 ГК перевозчик вправе удерживать переданный ему для перевозки груз до внесения причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке.

В целях приведения договора перевозки в соответствие с изменившимися потребностями сторон, допускается изменение грузополучателя или места назначения. При этом в воздушной перевозке, в соответствии со ст. 110 ВК грузополучатель может быть изменен грузоотправителем до выдачи груза уполномоченному лицу, но ничего не сказано об изменении места назначения груза. Это значит, что грузоотправитель при намерении изменить грузополучателя должен внести соответствующие изменения в грузовую накладную.

Иная ситуация складывается в железнодорожной перевозке. В соответствии со ст. 37 ТУЖД железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя проводит переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения. Правила переадресовки грузов на железнодорожном транспорте утверждены приказом Министерства путей сообщения РФ от 29.03.99 г. № 7Ц.

Переадресовку грузов производится по письменному заявлению грузоотправителя или грузополучателя, подаваемому начальнику отделения железной дороги, или другим должностным лицам, указанным в п. 2 Правил. В заявлении указываются сведения о грузе, грузоотправителе, грузополучателе, вагоне, ж/д накладной, наименовании станции нового назначения. Заявление подписывается руководителем организации. Если начальник отделения железной дороги дает разрешение на переадресовку, то разрешение направляется начальнику станции, на которой должна состояться переадресовка, а копия - начальнику станции первоначального назначения. Составляются новые перевозочные документы и в дальнейшем груз перевозится по ним. Заявитель при переадресовке груза должен произвести полностью расчеты по первоначальным перевозочным документам и по новым перевозоч6ным документам.

По прибытии груза на станцию назначения, грузополучатель обязан принять груз. Данная обязанность грузополучателя, как уже отмечалось, носит публичный характер, поскольку грузополучатель не связан договорными отношениями с железной дорогой до момента пока он не выразит желание воспользоваться правами, предоставленными договором в пользу третьего лица. В том случае, если он выразит такое желание, у него, как в любом договоре в пользу третьего лица возникнут только права, но не обязанности.

Перевозчик уведомляет грузополучателя о пришедшем в его адрес грузе не позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза, и грузополучатель обязан получить груз. В соответствии со ст. 42 ТУЖД, в случае прибытия в адрес грузополучателя груза, поставка которого не предусмотрена договором между грузоотправителем и грузополучателем, или груза, наименование которого не соответствует наименованию груза в железнодорожной накладной, грузополучатель обязан принять такой груз на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем.

В течение 24 часов с 24 часов дня выгрузки грузов, железная дорога хранит грузы бесплатно, а за дальнейшее хранение взимается плата. Если железная дорога не исполнила своей обязанности по уведомлению грузополучателя о прибывшем грузе, то плата за хранение груза не взимается до 24 часов дня, следующего за днем, когда грузополучатель получит уведомление.

Правилами хранения грузов в местах общего пользования железнодорожных станций, утв. приказом Министерства путей сообщения от 11.05.99 г., установлены предельные сроки хранения грузов в местах общего пользования (от 6 часов до 5 суток, в зависимости от типа груза). Если грузополучатель не получит груз в течение предельных сроков хранения, перевозчик имеет право вернуть такие грузы грузоотправителю, а при невозможности возврата - реализовать такие грузы. Поскольку обязанность принятия груза лежала на грузополучателе, то убытки, причиненные железной дороге в связи с непринятием груза обязан возмещать грузополучатель, не являющийся стороной договора перевозки (ст. 125 ТУЖД).

Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза если исключается возможность полного или частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением (при воздушной перевозке - ст. 111 ВК), а при железнодорожной перевозке - если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования данного груза (ст. 42 ТУЖД). Т.о., при железнодорожной перевозке оснований для отказа от принятия груза меньше, чем при воздушной перевозке.

Если при принятии груза на станции назначения выявляются недостачи, повреждения и пр., железная дорога составляет и выдает грузополучателю коммерческий акт.

Перевозчик несет ответственность за вверенный ему груз с момента принятия к перевозке и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, повреждение, недостача груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Ст. 108 ТУЖД раскрывает перечень этих обстоятельств применительно к железнодорожной перевозки. В частности, указывается, что к ним относятся причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя; особые естественные свойства груза, недостатки тары и упаковки, сдача для перевозки груза, влажность которого превышает установленную норму.

Груз считается утраченным при железнодорожных перевозках, если по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки груза груз не выдан грузополучателю по его требованию, или по истечении 4 месяцев после сдачи груза в прямом смешанном сообщении (ст. 112 ТУЖД). Если в дальнейшем груз найдется, железная дорога имеет право его реализовать, если грузополучатель не изъявит желания получить груз и возвратить железной дороге выплаченную сумму.

Размер ущерба, подлежащий возмещению перевозчиком при утрате или повреждении груза ограничен реальным ущербом. Это определено в п. 2 ст. 796 ГК. При утрате или недостачи груза ущерб возмещается в размере стоимости утраченного или недостающего груза; при повреждении груза - в размере, на который понизилась стоимость груза, в случае утрата груза с объявленной ценностью - в размере объявленной стоимости груза. Кроме этого, возмещается провозная плата, если она не входила в стоимость груза.

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Математика

Право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Литература, Лингвистика

Искусство, Культура, Литература

Биология

География, Экономическая география

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Социология

Военное дело

Психология, Общение, Человек

Педагогика

Уголовное право

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Радиоэлектроника

Политология, Политистория

История отечественного государства и права

Маркетинг, товароведение, реклама

Пищевые продукты

История экономических учений

Охрана природы, Экология, Природопользование

Медицина

Здоровье

История государства и права зарубежных стран

Физика

Программирование, Базы данных

Философия

Теория систем управления

Сельское хозяйство

Ценные бумаги

Трудовое право

Культурология

Техника

Музыка

Криминалистика и криминология

Материаловедение

Историческая личность

Гражданская оборона

Международное право

Технология

Правоохранительные органы

Земельное право

Теория государства и права

Религия

Экономика и Финансы

История политических и правовых учений

Жилищное право

Астрономия

Финансовое право

Экскурсии и туризм

История

Искусство

Экономико-математическое моделирование

Бухгалтерский учет

Российское предпринимательское право

Химия

Банковское дело и кредитование

Металлургия

Иностранные языки

Менеджмент (Теория управления и организации)

Страховое право

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Программное обеспечение

Транспорт

Адвокатура

Нероссийское законодательство

Физкультура и Спорт

Геология

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Физкультура и Спорт, Здоровье

Административное право

Налоговое право

Космонавтика

Промышленность и Производство

Компьютеры, Программирование

Архитектура

Конституционное (государственное) право России

Компьютеры и периферийные устройства

Компьютерные сети

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Муниципальное право России

Военная кафедра