Подобные работы

Отклонения в сексуальном развитии ребёнка

Наиболее известное отклонение в сексуальном развитии ребёнка – онанизм, иначе – ипсация ( от греч. Ipse – сам) или мастурбация (по-русски – рукоблудие). «Онанизм» - общее, наиболее широкое название этого явления. Термин «ипсация» буквально означает самоудовлетворение и наиболее применим к онанизму у подростков, где действительно возникает потребность, нуждающаяся в удовлетворении; по отношению к детям более раннего возраста он неточен, так как онанизм у них чаще является непроизвольным. Термин «мастурбация» относится непосредственно к самим действиям с половыми органами.

У детей в возрасте 205 лет может наблюдаться собственно мастурбация – раздражение половых органов, например: девочки, сидя на краю дивана, двигаются взад и вперёд или сжимают бёдра с напряжением тела, закладывают между ног различные предметы – одеяла, одежду, игрушки, дети более старшего возраста съезжают по перилам лестницы. Следует обратить внимание на следующее важное обстоятельство: многие явления аналогичного характера наблюдаются особенно у маленьких детей. 

Все дети занимаются мастурбацией, и хорошо, что они это делают. Во-первых, это совершенно естест­венно. Во-вторых, это дает им возможность познако­миться с чувствительной частью своего тела, с той частью, которую впоследствии они будут использо­вать для получения наслаждения. В-третьих, это просто приятное занятие. Что бы ни говорили по этому поводу ханжи и старые девы, мастурбация не причиняет развитию ребенка никакого вреда — ни физического, ни морального.

Теперь рассмотрим вопрос: вредна ли ипсация сама себе или нет?

Во-первых, физиологические явления 1 оргазме совершенно одинаковы, вызван он естественным путем или путем мастурбации, эротическими сновидениями или представлениями, а также независимо от того, возбуждение какой из эрогенных зон чему привело. Это бесспорно установлено исследованиями американских сексологов

Во-вторых, исследованиями сексологов доказано, что ипсация не снижает силы полового влечения и не мешает последующем сексуальному контакту с лицами другого пала.

В-третьих, большинство сексологов сходится во мнении о том, что занятия девочек ипсацией способствует последующем более быстрой их сексуальной адаптации в браке. Никаких вред­ных последствий не замечено и у мужчин. Напротив, среди мужчин, не занимавшихся в подростковом возрасте ипсацией, находится основное количество больных о первичной половой слабостью, т. е. с той ее формой, которая не связана с психогенными расстройствами.

В-четвертых, у нормального человека ипсация всегда носит умеренный характер и уже поэтому не может быть вредной. У психопатов и психически больных (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), а также как результат органических поражений головного мозга она может принимать навязчивый характер. Однако все это исходно больные люди, и навязчивая ипсация отнюдь не самое главное проявление их неблагополу­чия, а всего лишь симптом серьезной болезни.

В-пятых, занятия ипсацией сами по себе никак не отражаются па поведении, памяти, способностях, успе­ваемости подростка. Совершенно вздорно в медицинском отношении и к тому же весьма вредно в педагогическом утверждение, будто бы о занятиях ипсацией можно узнать по выражению лица подростка, его взгляду и т. д.

Конечно, ипсация заслуживает некоторого осужде­ния с этических позиций, поскольку с точки зрения продолжения рода и естественных способов его про­должения она действительно выглядит отклонением от нормы. Кроме того, желательно, чтобы подросток умел владеть своими половыми стремлениями, как и вообще владеть собой в самых разнообразных ситуациях. Все это весьма полезно для его будущей жизни, в том числе и супружеской. Однако ипсация — не порок и не пре­ступление, и к ней нельзя подходить с точки зрения нравственных норм.

Несмотря на то что ипсация сама по себе не вредна, с ней может быть связан довольно существенный вред здоровью.

Ребенка младшего возраста можно отвести к врачу на консультацию, сообщив, что у него наблюдается склон­ность к онанизму, особенно если его не удается отвлечь от такой деятельности. Часто причина мастурбации у маленьких детей весьма прозаична, например глисты, и дегельминтизация нередко оказывается эффективным средством лечения этого «тяжкого порока».

Вполне нормально, когда 3- или 4-летний малыш играет со своими половыми органами точно так же, как до этого забавлялся со своими пальцами на ножках и ручках или с колокольчиком, который вы подвесили ему в люльку. Любопытство — врожден­ное человеческое свойство, и оно позволяет ребенку открыть уйму интересных для него вещей. Прежде всего, оно проявляется в том, что малыш все сует в рот или старается потрогать. Среди самых первых и доступных для обследования объектов ребенка — его собственное тело. В самом деле, то, что его половые органы чувствительны, он обнаружил прежде, чем ему исполнилось 3 или 4 года. Но раньше он не мог получать от них никакого удовольствия, поскольку они были практически недоступны из-за пеленок, пластиковых штанишек и тому подобных преград. Как только ребенок приучается к туалету, эти препятствия устраняются, возможностей для изучения доселе неизвестной части своего тела у него появля­ется гораздо больше. Несмотря на то, что мастурба­цией занимаются практически все дети, их родите­ли неизменно категорически отрицают это. Тогда ос­тается предположить одно из двух — либо мастурба­ция никогда не была столь привычным развлечени­ем для ребенка, чтобы превратиться в проблему, ли­бо дети нашли подобное занятие настолько неприят­ным, что преспокойно забыли про него.

А ведь ребенку очень важно узнать, какие прият­ные  ощущения   возникают   в  той   части   тела, важно для предстоящей со временем половой жизни. К сожалению, всех нас отличает нездоровое  отношение к половым органам. И действительно, все человеческое тело так или иначе идеализировано в ис­кусстве, кроме этих частей. Из-за того, что мы ассо­циируем их с биологическим процессом очищения ор­ганизма, нам трудно смотреть на половые органы с эс­тетической точки зрения. Кроме того, нам нередко че­ресчур прочно прививают стыдливость, а она позднее может стать весьма серьезным препятствием для фи­зического проявления любви. Открытие наслаждения, которое доставляет эта часть тела, может послужить ребенку своего рода противоядием и предотвратить ос­ложнения психологического характера.

Когда ребенок получает удовольствие от мастур­бации, это скорее благо для него, нежели зло. И дей­ствительно, нам следует научить детей наслаждать­ся своим телом. Когда ребенок ест, бегает, куда-то карабкается, отдыхает, поет или танцует — все эти занятия доставляют ему удовольствие и приносят физическое удовлетворение. И мастурбация в пер­вые годы жизни тоже входит в их число.

Отчего же мы в таком случае стараемся отвратить детей от нее? В отличие от многих других привычек мастурбация может вызвать у ребенка острую форму интраверсии — замкнутости. Если малыш занимается мастурбацией, но при этом охотно играет в обществе сверстников, проблемы нет. Если же, напротив, он де­ржится в стороне от них, подобное занятие может еще больше отдалить его от сверстников и способствовать его уходу от реальности. Вместо того чтобы решать различные проблемы, связанные с жизнью коллекти­ва, ребенок невольно будет стараться замкнуться в се­бе и уединиться, чтобы избежать разочарований и получить хоть какое-то удовольствие.

К сожалению, мы не можем доверяться мнению раз­ных людей по поводу мастурбации. Очень возможно, что их высказывания будут шокировать нас. Более то­го, их советы даже могут побудить нас наказать ребен­ка. Чтобы избавить детей от подобных нездоровых ре­акций, лучше самим принять необходимые меры.

Что можно сделать, чтобы предотвратить или испра­вить какие-то крайности, которые могут возникнуть?

1. Не слишком усердствуйте, когда купаете ре­бенка, половые органы мойте как следует, но быстро. Если затяните мытьё, вызовите у ребёнка сильное возбуждение. Не проявляйте особого внимания к этой части его тела, иначе он тоже начнёт с растущим интересом относиться к ней.

2. Заметив, что ваш ребенок занимается мастур­бацией, не отводите его руку, не угрожайте ему, не наказывайте.  Лучше,  если  вы сделаете вид,  будто вас нисколько не интересует его занятие,  и непре­менно постарайтесь поступить так, чтобы он не по­чувствовал  себя  виноватым.  Подобного  рода комп­лекс вины может оказаться очень вредным и сильно помешает дальнейшему развитию его половой жиз­ни, осложнив ее.

3. Постарайтесь понять, что именно в вашем по­ ведении вызвало у ребенка внутреннее напряжение. Многие дети  находят в  мастурбации краткое удо­вольствие и мгновенное расслабление, благодаря че­му способны противостоять требованиям родителей, не выражая открыто свой протест. В таких случаях мастурбация становится для ребенка единственной возможностью   получить   удовольствие.    Напротив, малыш,   который   имеет   множество   возможностей проявить себя, свои чувства и желания и у которого много интересов, обычно занят весь день, и малове­роятно,  чтобы у него укрепилась привычка зани­маться мастурбацией.

4. Лучший способ избавить ребенка от подобной привычки   —   отвлечь   его.   Приведу   характерный пример. Одна 5-летняя девочка, очень уравновешенная, начала ходить в детский сад. Спустя какое-то время воспитательница заметила, что во время ти­хого часа девочка занимается мастурбацией, и сооб­щила об этом матери. Та не проявила никакой тре­воги и тем самым успокоила воспитательницу. Спу­стя день или два, разговаривая с дочерью о детском саде, мать спросила ее, как ей нравится тихий час.

Раньше я не любила этот час, — ответила де­вочка, — а теперь люблю.

Вот как? А что же ты делаешь в это время? - поинтересовалась мать.

Девочка объяснила.

О, я лежу, вытянувшись на постели, и слегка щекочу себя.

Зачем?

Мне приятно.

Ты права, — спокойно заметила мать и пере­вела разговор на другую тему.

Ответ девочки был честным и потому не заслужи­вал осуждения. Эпизод показал, что у родителей с дочерью были прекрасные отношения, и мать посту­пила очень мудро, прекратив разговор и не потребо­вав, чтобы девочка перестала заниматься мастурба­цией. Поступи она иначе, от искренности в ее отно­шениях с матерью не осталось бы и следа. Однако на следующий день мать пошла в магазин и купила несколько игрушек. Утром, отправляя девочку в детский сад, она дала ей игрушку и сказала:

Вот, поиграй с этой куклой во время тихого часа, если не сможешь уснуть, и увидишь, тебе бу­дет не так скучно.

Для девочки оказалось приятной неожиданно­стью, что тихий час перестал быть скучным време­нем, она не только прекратила заниматься мастур­бацией, но у нее появились новые интересы. От иг­рушек она перешла к рассматриванию букв на упа­ковках, принялась соединять их в слова и, наконец, невероятно, но факт, сама научилась читать, стала на тихий час брать с собой книгу и за год сделала большие успехи в чтении.

Позволю себе подчеркнуть в этой подлинной ис­тории два момента. Первый — как легко сделать то, что нужно делать. Второй — когда поступаешь пра­вильно, ситуация не только меняется в желаемую сторону, но достигаются и другие непредвиденные положительные результаты.

Если онанизму обычно уделяют неоправданно боль­шое внимание, то такие патологические проявления сексуального развития, как агрессивность и жестокость, родители часто недооценивают. Относиться к ним следует с учетом степени их осознанности ребенком, возраста его и ситуации, в которой они проявляются. Маленький ребенок может быть жестоким, не имея об этом никакого понятия, в связи с недостаточным по возрасту уровнем развития, нередко из самых лучших побуждений, на­пример, играя со щенком, котенком и т. д. Взрослые должны объяснить ребенку неправильность такого пове­дения, но не угрожать наказанием, а стремиться вызвать в нем сочувствие, внушить мысль о недопустимости по своей прихоти распоряжаться свободой, чувствами, здо­ровьем любого существа, делать из него игрушку. Ува­жение к людям должно прививаться ребенку наряду с уважением к любым проявлениям жизни, без деления их на «полезное» и «вредное». Уже к 3—4 годам нормаль­ный ребенок должен иметь полное представление о том, что не всякое его действие по отношению к другим существам недопустимо.

Наконец, к явной патологии относятся все те случаи, когда ребенок, подросток сознательно, умышленно при­чиняют боль другому существу. Такая деятельность должна пресекаться самым решительным образом. Же­стокость, агрессивность (равно как и склонность к умыш­ленной порче вещей) — проявление патологии соци­ального развития. Агрессивный, жестокий подросток, если он обладает достаточной физической силой, отрав­ляет существование другим детям.

К отклонениям в сексуальном развитии относится и гомосексуализм – наиболее распространённая из перверзий (извращений). Существует два типа гомосексуализма. В основе первого лежат различные факторы – генетические, обменные, травматические и т. д., и страдающий им человек с рождения является больным. При втором типе особенности личности и общие харак­теристики организма находятся в пределах нормы и вполне соответствуют половой принадлежности; гомо­сексуальная направленность полового влечения — един­ственный момент дефективности.

Первому типу гомосексуализма соответствует актив­ная его форма у женщины и пассивная у мужчины, т. е. формы, каждая из которых противоположна нормальной роли в половых отношениях. Напротив, второму (цере­бральному) типу гомосексуализма соответствует актив­ная мужская и пассивная женская его формы, соот­ветствующие характеру распределения ролей в нормаль­ных половых отношениях. Именно об этом типе гомосек­суализма должны знать педагоги и родители, и о нем пойдет речь ниже.

Человек становится гомосексуалистом, если у него есть врожденная предрасположенность и условия для ее реализации. Предрасположение к гомосексуализму заключается, по-видимому, в повышенной половой воз­будимости в сочетании с недостаточностью психического торможения. Гомосексуализм развивается обычно у лю­дей с психопатическими чертами, пусть даже они обла­дают высоким интеллектом, талантливы и т. д. Реализа­ция предрасположения к гомосексуализму осуществля­ется в результате совращения гомосексуалистами как людей, ранее сохранявших гетеросексуальную ориента­цию в половых отношениях, так и, что особенно важно, подростков, еще не имеющих сексуального опыта.

В возникновении гомосексуализма особую роль играют дефекты воспитания. Прежде всего это все те моменты, которые способствуют возникновению и за­креплению негативизма к другому полу. Между тем ро­дители совершенно не учитывают этого и нередко из самых лучших побуждений внушают своим детям насто­роженность — мальчикам к девочкам, девочкам к мальчикам, вместо того чтобы правильно ориентировать ре­бенка на интерес к другому полу.

Негативизму у мальчиков по отношению к женскому полу способствуют: во-первых, наставления родителей (в первую очередь матерей) — зачастую о женском поле мальчик знает только негативное: «Жениться — попа­дешь «под каблук» и т. д. или «Свяжешься с женщиной — заразишься дурной болезнью»; во-вторых, склонность девочек апеллировать к старшим во всех конфликтах с мальчиками, взрослые же нередко, не разобравшись в сути дела, принимают сторону жалующихся, хотя в большинстве конфликтов виноваты обе стороны; в-треть­их, более быстрое развитие и половое созревание дево­чек, то, что они раньше «взрослеют»; это создает элемент отчужденности между сверстниками разного пола, пос­кольку девочки начинают представлять интерес для старшеклассников; в-четвертых, больший конформизм девочек, их готовность занимать различные «руководя­щие» должности в школе — в пионерской дружине, в комсомольской организации; при этом нельзя не учиты­вать и склонности лиц женского пола к попечительству, которое порой принимает характер различных настав­лений, нравоучений и т. д.

Существуют и определенные моменты, обусловлива­ющие негативизм девочек по отношению к мужскому полу, но их значительно меньше. Во-первых, естественно, это наставления родителей (опять-таки в первую очередь матерей), которые нередко приписывают представителям мужского пола различные недостатки; во-вторых, это некоторые особенности поведения мальчиков по отноше­нию к девочкам, особенно их неумелые способы проявле­ния внимания — подойти и толкнуть, или дернуть за косу, или вывалять в снегу и т. д.; в-третьих, эта мень­шая бытовая приспособленность мальчиков, их меньшая аккуратность, исполнительность и т. д., т. е. недостат­ки, которые легко понятны девочкам любого возраста, в том числе и такого, когда они еще не способны оценить специфические достоинства мальчиков. Следует под­черкнуть, что особенно благоприятные условия для раз­вития негативизма к другому полу существуют в непол­ных семьях, когда ребенок воспитывается только матерью. В таких семьях многие особенности представителей другого пола ребенку мало известны и априори могут им расцениваться как отрицательные. В таких семьях по­рой наблюдается нетерпимость к недостаткам представи­телей другого пола, причем чаще ее проявляют девочки.

Неверная направленность полового влечения возни­кает в результате проявления непроизвольного интереса к противоположному полу, непроизвольных реакций, которыми он проявляется на ранних стадиях его развития, ослабления реакции на первичные («ключевые») сексуальные раздражители. Последнее возникает, например, ' тогда, когда по характеру обучения подростку, юноше постоянно приходится иметь дело с обнаженным женским телом (например, обучение в балетной школе). У боль­шинства представителей мужского пола реакция на «ключевые» раздражители устойчива, однако у некото­рых она может постепенно исчезнуть, и половая направ­ленность в этом случае формируется на условно рефлекторной основе.

Конкретным механизмом формирования гомосексу­альной направленности является фиксация («впечаты­вание» в психику) наиболее яркого сексуального пережи­вания. Повторение закрепляет эту направленность.

Сознание осуждения, с которым общество относится к гомосексуалистам, способствует развитию сектантской установки, выработке целой системы взглядов, в основе которых лежат претензии на исключительность. Послед­нее следует расценивать как подсознательную установку компенсаторного характера: чувствовать себя в изоля­ции легче с позиций «избранности». Гомосексуалисты вооружаются целой системой взглядов, убеждений, собственной системой ценностей и т. д. К ним относится, в частности, и убеждение многих из них, что женщина как в интеллектуальном, так и в эстетическом отношении стоит на низшей ступени развития в сравнении с муж­чиной, является существом «неполноценным». Многие гомосексуалисты утрачивают способность (или же она у них остается неразвитой) к восприятию женской кра­соты, причем если некоторые из них могут оценить при­влекательность женского лица, то относительно фигуры они не в состоянии прийти ни к какому заключению.

Для возникновения женского гомосексуализма (име­ется в виду церебральная, пассивная его форма) реша­

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Математика

Право

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Литература, Лингвистика

Искусство, Культура, Литература

Биология

География, Экономическая география

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Социология

Военное дело

Психология, Общение, Человек

Педагогика

Уголовное право

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Радиоэлектроника

Политология, Политистория

История отечественного государства и права

Маркетинг, товароведение, реклама

Пищевые продукты

История экономических учений

Охрана природы, Экология, Природопользование

Медицина

Здоровье

История государства и права зарубежных стран

Физика

Программирование, Базы данных

Философия

Теория систем управления

Сельское хозяйство

Ценные бумаги

Трудовое право

Культурология

Техника

Музыка

Криминалистика и криминология

Материаловедение

Историческая личность

Гражданская оборона

Международное право

Технология

Правоохранительные органы

Земельное право

Теория государства и права

Религия

Экономика и Финансы

История политических и правовых учений

Жилищное право

Астрономия

Финансовое право

Экскурсии и туризм

История

Искусство

Экономико-математическое моделирование

Бухгалтерский учет

Российское предпринимательское право

Химия

Банковское дело и кредитование

Металлургия

Иностранные языки

Менеджмент (Теория управления и организации)

Страховое право

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Программное обеспечение

Транспорт

Адвокатура

Нероссийское законодательство

Физкультура и Спорт

Геология

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Физкультура и Спорт, Здоровье

Административное право

Налоговое право

Космонавтика

Промышленность и Производство

Компьютеры, Программирование

Архитектура

Конституционное (государственное) право России

Компьютеры и периферийные устройства

Компьютерные сети

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Муниципальное право России

Военная кафедра